TennisTree   Заметки тренера по теннису

Рекламные предложения от тренеров по теннису в Москве

Тренер для взрослых по большому теннису в Москве, районы Сокольники, Преображенская площадь, Черкизовская, Бульв. Рокоссовского, Богородское

 

 /на данный момент нет рекламных объявлений/

Ответы на некоторые часто задаваемые желающими заниматься вопросы:

Алексей спрашивает: "У меня плохая координация движений. Смогу ли я научиться играть в теннис? Существуют ли специальные упражнения для развития координации?"

Ответ: Если ученик не занимался в прошлом серьезно видами спорта с движущимся мячом или иным снарядом (настольный теннис, бадминтон, футбол, волейбол, хоккей), — то его координация (в части прогнозирования траектории полета мяча и соответствующих движений игрока и ракетки) будет развиваться при занятиях теннисом. Основное условие для этого — ученик должен выполнять достаточно много ударов по мячу ракеткой в течении занятия. Никакие специальные упражнения не являются при этом необходимыми. Если тренер злоупотребляет объяснениями без ударов по мячу, пробежками по корту и пр., то координация развивается не так быстро. А именно её развитие является, так сказать, лимитирующей стадией для тех учеников, которые не занимались серьёзно спортом в прошлом.

Скорость развития координации зависит также от возраста и способностей ученика. У детей она развивается очень быстро, за несколько месяцев занятий координация может развиться от минимальных значений до очень хороших показателей. Взрослый ученик среднего возраста и средних способностей реализует потенциал  развития своего уровня координации за 3-5 лет занятий теннисом (после чего дальнейшие её улучшения уже незначительны, но рост игрока может продолжаться за счёт работы над техникой и пр.). Понятно, что этот достигнутый взрослым за несколько лет уровень координации не будет выдающимся, но обычно он оказывается достаточным для того, чтобы играть в теннис на уровне среднего любителя, а при наличии правильной техники ударов — выше этого уровня. 

Какова оптимальная длительность занятий для начинающих заниматься теннисом с тренером?

В первые полгода-год занятий (для не занимавшихся до этого профессионально другими видами спорта) длительность занятий лимитируется в основном утомлением внимания. Начинающему приходится максимально концентрировать внимание для того, чтобы попадать по мячу центром ракетки и при этом выполнять движение правильным. Такая нагрузка на внимание является непривычной для большинства начинающих, и мало кто способен поначалу эффективно заниматься теннисом с тренером больше часа подряд. Со временем тренированность внимания возрастает, также растёт автоматизм движений и развивается координация движений, в результате нагрузка на внимание становится меньшей.

Поэтому для начала (в первые полгода-год) большинству взрослых начинающих достаточно заниматься 2-3 раза в неделю по часу (если тренер проводит занятия достаточно интенсивно и не тянет время). Затем, например, уже по полтора часа.

Физическая же нагрузка, наоборот, на начальном этапе правильного обучения теннису является небольшой, а в дальнейшем всё большей. При освоении техники ударов с нуля они выполняются в простейших условиях, или с места, по вертикально падающему мячу. Со временем условия выполнения ударов усложняются, и нагрузка увеличивается. 

 

Надежда Т. спрашивает: "Мне не нужно, чтобы тренер что-то советовал или тем более руководил. Я сама занималась спортом и разбираюсь в спортивной технике. Тренер должен только давать мне удобные мячи, а я говорю ему скорость и направление его мячей. Оказываете ли вы такую услугу?"

Ответ: Если тренер молчит, только набрасывая мячи, то эта работа называется "спарринг-партнер". Эта работа менее квалифицированная, чем работа тренера, и оплачивается ниже. В Москве сейчас не сложно найти спарринга за 500-700 рублей в час. Оплата тренера выше также и потому, что он управляет процессом и несёт ответственность за результаты обучения. Если тренер не может говорить и управлять, то и отвечать за результаты происходящего он не может. 

Я работаю спаррингом только с хорошими игроками, но не с начинающими. Такая работа позволяет мне поддерживать игровую форму. Спарринг же с начинающим, который идет в теннисе своим путём, не позволяет поддерживать форму. Вообще, хорошая игра в теннисе — это сложная конструкция, создаваемая двумя хорошими игроками. Одного недостаточно.

Может быть уместно добавить к сказанному, что хороший тренер по теннису всегда управляет процессом и держит его под своим контролем. Он может объяснять ученику свои действия (что не всегда возможно: некоторые тренерские решения могут вытекать просто из опыта), или предлагать ученику решать какие-то вопросы, например: какие именно удары ученик хотел  бы тренировать больше, какие меньше, а какие вообще не тренировать. Но в части самой работы над техникой того или иного элемента тренер полностью управляет происходящим на корте. Некоторые ученики (обычно не имевшие отношения к спорту в прошлом) не приемлют такой авторитарный подход, и настаивают на своем участии в управлении тренировкой. Опытный тренер избавляется от таких учеников при первой возможности. Он знает, что даже при полном управлении процессом не всегда удается достичь наилучшего результата, а в условиях демократии на корте шансы на это намного ниже.

 

Тренер каждое часовое занятие последние 10-15 минут посвящает тренировке подачи. То есть я подаю подачу из корзины, а тренер стоит рядом и дает советы. Советы довольно однообразные, я мог бы тренировать подачу и без тренера.

Ответ: Многие ученики оценивают тренировку подачи таким образом, но очень мало кто действительно готов тренировать подачу отдельно без участия и присмотра тренера. Находятся более интересные занятия на корте и вне его. В результате подача становится самым слабым ударом этого начинающего игрока. Он, например, в случае хороших способностей к теннису уже может через полгода или год занятий с тренером держать мяч в игре несильными ударами с отскока, и мог бы начинать включать в тренировки игру на счёт, но не может этого сделать, поскольку слишком редко попадает подачей в квадрат. И игра на счёт сводится к ожиданию успешной подачи. Чтобы такая ситуация не возникла, подачу надо тренировать с самого начала обучения теннису, и не меньше, чем по 10-15 минут в каждом занятии.

При этом нельзя не отметить, что тренировка подачи начинающим является наименее увлекательной частью работы на корте. Тренер может что-то говорить по технике выполнения подачи, но значение этой информации минимально, поскольку начинающий не может точно подбросить мяч для подачи.  При подбросе мяч отклоняется вправо или влево, вперед или назад, или же подброс мяча оказывается слишком высоким или слишком низким. В результате способ, которым ученик выполняет подачу, зависит от того, куда и как подброшен мяч. Техника движения определяется отклонениями в подбросе, а не рекомендациями тренера или чем либо ещё. Поэтому опытные тренеры рекомендуют взрослым начинающим поначалу выполнять простейшую подачу, с самым коротким замахом (рука с ракеткой заранее поднята вверх, необходимо только ткнуть мяч коротким движением), для которой требуется подброс мяча на наименьшую высоту. При минимальной высоте подброса отклонение мяча от необходимого направления также минимально, и ученик быстрее научится направлять мяч в квадрат подачи.

Если объяснить всё это ученику, то он может сказать, что если дело только в тренировке подброса, то он может отрабатывать его и дома, а не за такие деньги на корте. Опытный тренер ответит такому ученику, что слышал такое много раз, и всегда дело заканчивалось одним и тем же (дома у ученика находились более интересные занятия). 

На даже если тренировать подачу последние 10 минут каждого часового занятия со взрослым начинающим — она через пару лет занятий окажется слабейшим ударом этого ученика. То есть и такие объемы работы над подачей являются компромиссом. 

 

Читавшие данную заметку чаще всего читали также:


0.43s