TennisTree   Заметки тренера по теннису

Освоение техники

В этом пособии описание техники различных ударов проводится одновременно с описанием приёмов её освоения. Это может сделать чтение утомительным для тех, кто уже освоил основы техники тех или иных ударов. Но вряд ли было бы правильным описывать каждый элемент по отдельности для начинающих и для прочих читателей. В идеальном случае работа над техникой того или иного элемента (удара) «с нуля» может выглядеть таким образом:

1) Правильное движение осваивается без мяча. Обучаемый машет ракеткой, имитируя удар по мячу. Лучше всего, чтобы при этом присутствовал тренер, который сразу заметит ошибки и не даст им закрепиться. Если тренера нет, то крайне желательно использовать зеркало или видеокамеру, чтобы сравнивать изображение с образцом или наглядным пособием. В противном случае могут появиться самые неожиданные отклонения от правильного движения, что создаст впоследствии необходимость переучиваться.

Если у Вас нет возможности систематически заниматься с тренером, то можно освоить движение без мяча перед зеркалом, а затем показать его тренеру или любому опытному игроку. Они заметят детали, на которые Вы не обращали внимания.

2) Правильное движение осваивается с мячом в простейших условиях. Что означает в данном случае минимальную скорость мяча, по которому Вы бьёте. Иногда применяется мяч, висящий неподвижно на верёвке, по которому нужно попасть правильным движением. Для большинства обучающихся можно сразу начинать с вертикально падающего мяча. Стоящий в метре от Вас тренер (или Вы сами) подбрасывает мяч так, чтобы после отскока он поднялся на высоту примерно 1,5 метра, затем начал опускаться и оказался в той по высоте точке, где его удобнее всего принимать при этом ударе (если осваивается удар с лёта, то мяч не отскакивает от корта). Горизонтальная составляющая скорости мяча при этом близка к нулю, то есть это простейшие условия для выполнения ударов. Необходимо научиться выполнять удары по этим мячам уверенно и правильным движением прежде, чем усложнять условия. 

3) Дальнейшее усложнение условий состоит в том, что тренер отходит всё дальше. При этом становится всё большей горизонтальная составляющая скорости мяча, то есть условия становятся всё более сложными. После каждого увеличения дистанции, с которой тренер даёт мяч, качество выполнения удара (выполнения технических требований) может снижаться. Необходимо оставаться на этом уровне сложности до тех пор, пока все возникшие ошибки не будут устранены.

Темп, в котором увеличивается дистанция, определяется тренером в соответствии с его опытом. Если увеличивать дистанцию слишком быстро, то при получающемся таким образом чрезмерном усложнении условий (скорости мяча) у обучающегося не хватает внимания для того, чтобы следить за правильностью движения. Поскольку слишком много внимания требуется для того, чтобы просто попасть по мячу. При этом движение деформируется. При уменьшении дистанции появившееся искажение часто не исчезает, и с ним бывает трудно бороться.

Что объясняется тем, что эти искажения обычно являются результатом самостоятельного поиска психикой наиболее удобного способа перебивания мяча на другую сторону. Обычно таковым способом оказывается плоский удар в открытой стойке с минимальным замахом и за счёт руки. Здесь тренер должен объяснить ученику, что то движение, которое осваивается, не является для него в этот момент наиболее удобным способом перебивания мяча на ту сторону. Таковым оно должно стать через несколько месяцев или лет обучения. Особенно актуально такое обсуждение в случае, если ученик настаивает на том, что осваиваемое (правильное) движение не является для него удобным, в отличие от того движения, которое получается у него само собой.

Если ученик занимался раньше достаточно серьёзно другим видом спорта, то он обычно понимает всё это.

Дистанция увеличивается до тех пор, пока тренер не оказывается в 1–2 метрах за своей задней линией, при этом он уже может удобно отбивать некоторые мячи, в результате получаются серии по несколько ударов. Некоторые ученики при этом переходе от одиночных ударов к сериям начинают суетиться, стремиться сыграть точно на тренера и забывают о технике. В этом случае надо на время вернуться к одиночным ударам.

Дальнейшее усложнение условий состоит в увеличении силы ударов тренера. Затем осваиваются простейшие упражнения на счёт, например: ученик из правой половины корта выполняет удары справа, тренер играет по всей площадке. Ведётся счёт, причём в случае выполнения учеником неправильного удара он проигрывает очко.

Далее после освоения до необходимого уровня удара слева (его рекомендуется осваивать одновременно с ударом справа, но это может занять больше времени) проводятся игры на счёт по всей площадки (без подачи), которые создают ещё более сложные условия для сохранения правильности техники.

На каждом из перечисленных этапов важно вовремя замечать деформацию техники и в этом случае возвращаться на время на предыдущий уровень сложности.


0.47s