Некоторые считают, что мастер спорта по определению тренирует начинающих лучше, чем перворазрядник, а заслуженный мастер спорта — ещё лучше. Существует и противоположная оценка: что занимавшиеся в детстве спортом не получили достаточного развития умственных способностей (не говоря уже о полноценном образовании) и потому не могут успешно справляться с тренерской работой.
Носители этих оценок принадлежат к противоположным лагерям, в том числе и среди самих тренеров. Один тренер гордится тем, что ничего не читал, заявляет, что главное — это практика, а от теоретиков и прочих слишком умных в спорте (и вообще в жизни) только вред. Другой (начавший заниматься спортом не с детства) заявляет, что тренерская работа является умственной, а бывшие профессионалы годятся только на роль спаррингов.
Мне представляется, что обе эти оценки далеки от действительности. В которой, на мой взгляд, применительно к данной специальности, образование не может заменить ни врождённого здравого смысла, ни опыта. Я встречал очень хороших тренеров для начинающих и среди бывших профессионалов (бывших ими в советское время, когда за это ещё не платили), и среди перворазрядников.
Напоследок всё-таки по паре камней в огород каждого из лагерей:
1
Не меньше половины взрослых (старше 30 лет) тренеров для взрослых по своему уровню игры ниже, чем уровень сильного любителя (начавшего заниматься теннисом после 20 или 30 и преуспевшего в этом). Трудно научить кого-то играть лучше, чем играешь ты сам. Тем не менее, многие пытаются. Один мой 40-летний ученик (в детстве серьёзно занимался настольным теннисом) не мог найти тренера (мне на подмену) своего или более старшего возраста, который бы его обыгрывал. Потом он с удивлением мне рассказывал, что все проигравшие ему тренеры продолжали пытаться предлагать ему услуги по корректировке его техники и пр. Хотя он играет по сравнению с ними в другом (более современном) темпе, и они слабо себе представляют, каковы требования к технике для игры в этом темпе. Но они не были в курсе этого обстоятельства. Они вообще не понимали некоторых вещей, понимание которых может дать только пребывание в профессиональном спорте.
Не так уж редко приходится наблюдать, как возрастной или даже не очень тренер-любитель вольно или невольно притормаживает рост ученика. Чтобы тот как можно позже его обыграл и перешёл к другому тренеру. Есть много способов сделать это так, чтобы придраться было не к чему. В то же время если тренер является сильным игроком, то он не имеет таких опасений. Более того, в его интересах научить как можно быстрее до приличного уровня, чтобы получать игровую практику при работе с этим учеником. Или поддерживать форму в рабочее время.
2
Приходилось наблюдать, как бывший профессионал не может понять, в чём проблемы начинающего. Сам он просто не помнит то время, когда учился теннису. В 12-летнем возрасте у него уже была полностью поставлена техника, и он умел на корте всё. В этом смысле обучавшийся в сознательном возрасте имеет преимущество. Также часто случается, что бывший профессионал психологически не готов интересоваться проблемами того, кто не может попасть по мячу центром ракетки, или не имеет сил выпрямить ноги после того, как согнул их. Это ниже его достоинства. Один знакомый рассказывал мне, как играл (в советское время) на юге с сильным мастером, из десятки СССР, за какие-то деньги. Но тот ничего не говорил. Тогда знакомый предложил платить больше, но чтобы тот что-то посоветовал, на что получил ответ: "нет, ведь мне придётся тогда на тебя смотреть".
Также профессионалы, учившиеся теннису с детства, часто имеют после завершения карьеры отвращение к теннису, и не понимают, зачем взрослые люди пытаются ему научиться. Им самим не приходит в голову заплатить за то, чтобы потренироваться или поиграть для удовольствия. Скорее всего, причиной этого отвращения является то, что принуждение (в детском возрасте) часто является важным элементом подготовки профессионалов.
Соответственно, они не могут получать удовольствие от игры, что, вообще говоря, является очень большим минусом. Если тренер, как говорит сейчас молодёжь, тащится от своих ударов по мячу, контроля над ним и т.д., то это передаётся и ученику. Некоторые ученики нуждаются в такого рода поддержке, а без неё быстро теряют интерес к занятиям.