Выше обсуждалось движение для удара в средней по высоте точке (мяч встречался примерно на высоте солнечного сплетения), имея в виду, что тренер может давать мячи с достаточной точностью. По мере отхода тренера назад (дальше от ученика) точность подаваемых им мячей естественным образом снижается, и освоение вариантов удара в более высокой и в более низкой точках становится всё более актуальным. Как и ударов по мячам, которые отклоняются в ту или другую сторону.
Все эти варианты движений отличаются от простейшего варианта, описывавшегося в предыдущих заметках, и потому будут последовательно обсуждены здесь. Среди тренеров нет единого мнения по вопросу о том, когда именно следует начинать работу над этими вариантами. Автор считает, что в идеальном случае (в том числе при наличии достаточного терпения у ученика) эту работу следует начинать уже на стадии освоения движения без мяча. Необходимо оценивать возможности (и потребности) ученика прежде, чем решаться на такой вариант, являющийся на самом деле самым коротким путём к достойному результату.
Можно начинать работать над этими элементами и позже, это не будет ошибкой, приводящей к серьёзным последствиям.
Необходимо прежде всего заметить, что техника корректируется для ударов в высокой и ударов в низкой точке совершенно по-разному. Если мяч летит выше, чем обычно, то игрок учитывает это, поднимая руку в плече на стадии замаха. Если ниже, то наклоняясь и-или сгибая ноги, но по возможности не опуская руку в плече (т.е. она остаётся примерно перпендикулярной туловищу). В этой заметке будет обсуждаться удар по высоким мячам.
В исходном положении для удара (см. рисунок) ученик ещё не знает, что мяч будет высоким, и держит ракетку на обычной высоте. Наблюдая за мячом, он в какой-то момент определяет, что мяч летит по более высокой траектории (для упрощения условий можно сообщать ученику заранее, что мяч будет высоким, но это не должно влиять на параметры исходного положения). С этого момента ученик должен начать корректировать движение. А именно: добавляется движение в плечевом суставе снизу вверх (но не в других направлениях). Проще говоря, в процессе замаха ученик ещё и поднимает руку. В результате в крайней точке замаха рука и ракетка оказываются выше, чем при ударе в средней точке. С этого момента (крайней точки замаха) плечо опять фиксируется, и дальнейшее движение проводится без его активного участия.
На рисунке мяч встречается примерно на высоте шеи, в то время как обсуждавшийся ранее вариант удара ("в средней точке") — выполнялся примерно на высоте солнечного сплетения).
Насколько выше поднимать ракетку при замахе для удара по высоким мячам? Это определяется опытом ученика, который он должен приобрести при этих упражнениях. В крайней точке замаха (после его завершения) ракетка должна оказаться на такой высоте, чтобы в дальнейшем удар получился немного резаным. Т.е. ракетка должна двигаться к предполагаемой точке контакта с мячом по немного пологой траектории сверху вниз.
Если игрок уже поднял руку для удара в высокой точке, а мяч в последний момент оказался не таким высоким, как ожидалось (но всё-таки выше, чем в средней точке), то реакцией на эту информацию должно быть не опускание руки, а сгибание ног (обсуждается в заметках ниже для ударов в низкой точке), рука при этом остаётся поднятой.