TennisTree   Заметки тренера по теннису

Отсутствие обратной связи между тренером и процессом

Не меньше половины тренеров, как, собственно, и представителей других профессий, мало приспособлены к деятельности, при которой требуется самостоятельно строить план процесса, корректировать его в зависимости от условий и так далее. В принципе всех их следовало бы (в эпоху, когда не квалифицированный труд механизирован)  после достижения совершеннолетия и получения образований отправлять на пенсию, но современные общества ещё не доросли до понимания этого.

Отличить эту многочисленную категорию от прочих не сложно (если Вы сами к ним не принадлежите). Прежде всего, их отличает отсутствие здравого смысла. Например, Вы осваиваете технику какого-то движения с нуля. После объяснений и освоения движения без мяча тренер предлагает выполнять это движение в простейших условиях, то есть по мячу, который подлетает к Вам с минимальной скоростью, на удобной высоте и так далее. После того, как Вы освоите это движение в этих простейших условиях (то есть будете выполнять этот удар по простейшему мячу правильно) — следует немного усложнить условия. И закрепить выполнение этого правильного движения уже в этих немного более сложных условиях, и так далее. Если же возникает ошибка, то упростить условия и исправить её. 

Как это не удивительно, очень многие тренеры (для взрослых) не выполняют даже эту простейшую рекомендацию. Например, тренер объясняет Вам правильное движение без мяча, а затем предлагает воспроизвести его с мячом, сразу же на максимальной дистанции (крайний случай — когда молодой профессионал бьёт при этом по мячу изо всех сил, показывая свой уровень или вымещая недовольство тем, что ему приходится возиться с этим чайником). В этих непривычно сложных для Вас условиях всё Ваше внимание уходит на то, чтобы просто попасть ракеткой по мячу. От правильного движения ничего не остаётся, вы отбиваете мяч тем способом, которым Вам проще всего сделать это сейчас. То есть неправильным движением. Оно закрепляется, и с этим впоследствии придётся бороться. То есть такая тренировка приносит вреда больше, чем пользы.

При этом тренер обычно продолжает механически повторять правильные фразы: "бейте впереди себя", "смотрите на мяч", "сгибайте ноги", "разворачивайте плечи", "не болтайте кистью" и так далее. В этом смысле Вы к нему не придерётесь: он произносит действительно правильные вещи, но бесполезные в данной ситуации и  никак не связанные с ней. Обратная связь между тренером и процессом отсутствует. Поскольку у тренера в голове нет процесса тренировки. Причины этого могут быть разные. Недостаток интеллекта или образования может приводить к тому, что тренер не в состоянии оперировать отвлечёнными категориями ("степень освоенности данного элемента техники в данный момент", "сложность условий выполнения удара для этого ученика в этом упражнении"  и пр.) и строить из них в голове конструкции, оценивая динамику взаимодействия этих конструкций с реальностью и внося в них необходимые коррективы. Многим даже образование (тем более современное) не может помочь в этом. Любопытно, что хорошее техническое образование бывает в этом смысле более полезным, чем "специальное".

Также многим просто лень думать. Стремление выполнять любую работу наилучшим образом свойственно не всем. А необходимости научить играть как можно лучше и как можно быстрее нет. Во многих случаях имеет место естественное желание учить этого ученика как можно дольше, насколько у того хватит денег и терпения. Такому подходу может противостоять противоестественное и непрактичное стремление выполнять любую работу как можно лучше, всё менее культивируемое современными обществами. Также различные психические комплексы, всё реже встречающиеся у правильно воспитанных членов общества потребления.

Если результат тренировок будет близким к нулю, такой тренер может сообщить Вам, что у Вас недостаточно способностей к теннису. Или, скорее, тактично даст понять это: ему неудобно огорчать и разочаровывать Вас. На самом же деле довольно мало тех, кого нельзя научить игре в теннис — если делать это правильно.

Наблюдая в течении длительного времени за работой таких тренеров (на соседних кортах) я пришёл к выводу, что они думают во время занятий о посторонних материях. Если тренер мужского пола, то это, видимо, женщины, машины и пр., а также сколько времени остаётся до конца занятия, и где можно дать такую рекламу, чтобы получить работу по ещё более высоким расценкам.


0.42s