TennisTree   Заметки тренера по теннису

Освоение работы ног

Первоочередным условием для освоения правильной работы ног является понимание учеником того, в чём именно она состоит. Для достижения которого применяются различные упражнения, в том числе без мяча. Основным же способом является освоение таких вариантов исполнения того или иного удара, при которых работа ног является единственной движущей силой при разгоне ракетки. Для того, чтобы это было так, надо зафиксировать все подвижные звенья тела, и прежде всего плечевой сустав. При возможности также и поясницу. Подробности зависят от конкретного типа удара и обсуждаются в соответствующих разделах. Далее некоторые примеры для облегчения понимания сказанного выше.

Упражнение с имитацией бросания тяжёлого предмета, с левой или правой стороны от себя, держа его двумя руками примерно на высоте пояса. Можно и с собственно бросанием, если это не грозит разрушениями оборудования спортзала. Можно использовать тяжелый набивной мяч. Полезно для понимания механизма работы ног, особенно при кручёных ударах с отскока с прямолинейной траекторией выноса ракетки на мяч. В дальнейшем при выполнении ударов по мячу также представлять себе бросание предмета.

Упражнение с имитацией сильных ударов в гольфе. Лучше освоить сначала без мяча, ракетка тоже не обязательна. Это упражнение полезно для понимания классического варианта механизма работы ног, применяемой при ударах с отскока с замахом и выносом ракетки на мяч по дуге. Сходный механизм работы ног при бросках с большого расстояния по воротам в хоккее. 

Упражнение, состоящее в попытках ударить по мячу при локте, прижатом к туловищу. Радикальный вариант — обе руки привязываются выше локтей к туловищу (применяется чаще при обучении детей), например, ремнём от штанов. Взрослым обычно достаточно устной установки. В результате не остаётся никаких возможностей для разгона ракетки, кроме как за счёт действий ногами. Иногда требуется подсказка тренера: ноги надо сгибать перед ударом, чтобы они могли совершать полезную работу за счёт выпрямления.

Упражнение, при котором ученик преодолевает сопротивление в заданном направлении. Чаще всего толкая конец палки, которую тренер держит двумя руками. Полезно при освоении работы ног для резаных ударов с отскока и с лёта.

Упражнение, состоящее в том, что при ударах, выполняемых одной рукой (с отскока или с лёта, реже при подаче), кисть второй руки с самого начала замаха находится недалеко от кисти основной руки (не касаясь или слегка касаясь при этом ручки ракетки). В результате образуется более или менее жёсткий треугольник (два плеча игрока и ручка ракетки), что препятствует движениям в плече основной руки при замахе и при ударе. То есть не даёт игроку «махать руками» и заставляет его работать ногами. Особенно при наличии дополнительной установки на фиксацию мышц поясницы. Особенно эффективно в сочетании с упражнениями, изложенными выше.

Собственно, последнее упражнение представляет собой вариант выполнения ударов, который в некоторых случаях может считаться окончательным (при применении ракеток высокой мощности, требующих максимальной проводки и минимальной амплитуды движений). И на профессиональном, и на любительском уровне всегда было и есть достаточно игроков, которые используют вторую руку при одноручных ударах таким образом. Например, удар справа Е. Кафельникова или слева (часто) М. Южного.

Такие варианты выполнения ударов с отскока, помимо недостатка, состоящего в меньшей максимальной скорости разгона ракетки, имеют и преимущества. Для начинающих преимущество в том, что проще попасть по мячу и в площадку. Для квалифицированных игроков (прежде всего мужчин) преимущество также в том, что появляется специфическое ощущение того, что мяч «сидит на ракетке». То есть игрок якобы чувствует кистью, как обод деформируется и затем выпрямляется, выталкивая мяч. Этому ощущению соответствует повышение контроля и точности ударов, прежде всего глубины (для ударов с отскока и с лёта). Чем больше дополнительных (к работе ног) движений в технике, тем труднее наладить ощущения такого рода. Они практически исключены, если имеет место движение основной руки в фазе контакта с мячом в направлении удара. Также они затруднены при сильно закрытых хватках.

В женском теннисе обсуждаемый вариант ударов встречается редко. Насколько удалось понять автору из обсуждений на эту тему с женщинами профессионального уровня игры — по причине другого устройства кисти у женщин. Или потому, что кисть у них слабее. По этой же причине женщины редко применяют обода с тонким постоянным профилем (наиболее благоприятные для упомянутых ощущений; постоянство профиля является по мнению многих необходимым условием). Ещё лет 10–15 назад ракетки делились на мужские и женские в основном по этим критериям, сейчас же многие мужчины (профессионалы) применяют обода с переменным (и при этом обычно достаточно широким) профилем, стремясь к максимальной мощности ударов. Тем не менее, не менее половины профессионалов-мужчин применяют сейчас обода с тонким (до 21 мм) и при этом строго постоянным профилем. Из остальных многие рекламируют модели с переменным профилем, играя на самом деле старыми моделями с постоянным профилем. Более подробно эти и прочие подобные вопросы предполагается обсудить в разделе «связь параметров инвентаря и техники ударов».

В большинстве же случаев после освоения упомянутых упрощённых вариантов ударов в дальнейшем к этой основе добавляются дополнительные движения, в основном для увеличения скорости разгона ракетки (сгибания и выпрямления руки в локте, участие плеча), для придания мячу большего вращения (работа кисти), для лучшего чувства ритма удара (разного рода петли при замахе), и так далее. Не разбирающемуся в технике тенниса бывает сложно (или, скорее, невозможно) выделить основу в сложном движении. При наблюдении за игроками с хорошей техникой ему может казаться, что они используют для удара все звенья, которые могут.

Как правило, дополнительные движения (кроме работы кисти для придания вращения) добавляются или до, или после фазы непосредственного контакта ракетки с мячом. То есть не препятствуют тому, чтобы в этой фазе работа ног была единственным (кроме работы кисти) активным движением. Например, в начале и в конце замаха для одноручного бэкхенда основная рука сгибается в локте, в начале ударного движения она выпрямляется (придавая ракетке дополнительную скорость), но в фазе контакта с мячом движение в локтевом суставе отсутствует (оно присутствует у многих слабых любителей и часто приводит к "теннисному локтю").

Поэтому является обычно невозможным освоение правильной техники иначе как в следующей последовательности: сначала осваивается основа движения (работа ног), а затем осваиваются (или не осваиваются — см. выше) дополнения к ней. Особенно это относится к обучению теннису взрослых (физически сильных) людей. Ребёнку младшего возраста бывает просто невозможно разогнать ракетку иначе, кроме как с активным участием ног. Поскольку руки ещё слабы. Взрослый же может разогнать ракетку одной только рукой, и с этим бывает весьма сложно бороться.


0.4s