TennisTree   Заметки тренера по теннису

Работа ног

Замах и движение вперёд на начальной стадии обучения ударам с лёта, а часто и в дальнейшем, рекомендуется осуществлять исключительно за счёт усилий, совершаемых ногами. Т.е. за счёт работы ног. Все остальные суставы по возможности зафиксированы (что подробнее обсуждается в последующих заметках), прочие степени подвижности (например, вращение в позвоночнике) также по возможности исключены.

Осваиваемое движение изображено на рисунке. Собственно, он сделан из тех же кадров, что и рисунок в заметке выше, но снижен темп и добавлены паузы с надписями.

 Ris 212 331 1 (src)

Для понимания движения полезно представить себе пятиугольник, образуемый бедренными и плечевыми суставами, а также ручкой ракетки. При замахе и ударе этот пятиугольник не меняет своей формы, двигаясь в пространстве (вращаясь и одновременно перемещаясь). Обычно бывает более эффективным (более наглядным) представление о пятиугольнике, образованном плечами и коленными суставами, хотя этот вариант меньше соответствует идеальному движению. Можно начать с него, а затем перейти к первому варианту. Иногда полезно думать о 4-х угольнике (плечевые и коленные суставы), эти 4 точки при движении остаются в одной (подвижной) плоскости (на самом деле это не совсем так, что не уменьшает ценность упражнения).

Движение этой жёсткой фигуры обеспечивается за счёт усилий ног. На рисунке видно, что в крайней точке замаха правая нога согнута в колене и стоит на носке. Затем при движении вперёд ноги возвращаются в исходное положение и в дальнейшем уже левая нога сгибается и встаёт на носок (кадр завершения движения).

При имитации движения следите за тем, чтобы струнная поверхность ракетки двигалась примерно по прямой линии, слегка наклонённой вперёд-вниз, до тех пор, пока это возможно (на рисунке видно, что в конце движения ракетка уходит вправо от игрока, подробнее об этом в следующих заметках). Некоторые тренеры используют при таких имитациях верёвку, продетую через струны и натянутую вдоль этой воображаемой прямой. В большинстве случаев в этом нет необходимости.

При имитациях ученику лучше не задумываться о том, что именно должны делать ноги для того, чтобы ракетка двигалась по прямой. Обычно важнее, чтобы ученик следил за жёсткостью упомянутого выше воображаемого пятиугольника, и наблюдал за траекторией ракетки. Если это удаётся, то можно обратить внимание и на движения ног, причём сначала на голеностопы (как ноги поочерёдно встают на носок). Если же ученик с самого начала сосредоточен преимущественно на движении ног, то, как показывает опыт, часто появляется рассогласование по времени между движениями ног и ракетки, т.е. своего рода хлыстообразное движение. Такового не должно быть, движение от ног к ракетке должно передаваться мгновенно, что возможно только в случае, если все промежуточные между звенья между тем и другим зафиксированы.

 

 


0.49s