TennisTree   Заметки тренера по теннису

Арифметический теннис

"Арифметический теннис" — это приёмы игры "по счёту", довольно популярные в прошлом (лет 30-50 назад), рекомендовавшийся в том числе и известными и уважаемыми авторами. Сейчас это направление мыслей менее популярно, однако можно найти ещё тренеров, которые внушают ученикам, что седьмой гейм в сете (например, при счёте 3-3 или 4-2 по геймам) особенно важный, очко при счёте 30:15 является самым важным, а при счёте 40:40 надо напрягаться больше, чем при счёте 40:15, или 15:40 и т.д. Также описания арифметического тенниса (П. Сегура и пр.) содержали советы типа "не применять рискованные удары в ответственных ситуациях" и прочие подобные. Можно разделить все эти советы на две группы: 1. Вопросы о том, какой счёт более важен и какой менее, и 2. Вопросы о степени риска при различных ударах или при том или ином счёте.

1. Можно сказать так, что арифметический теннис (в части советов о том, какой счёт более важен и какой менее) может быть эффективен только в случае, если в него "играют" оба соперника. Если один соперник расслабляется при счёте 5-1 по геймам, то он должен предполагать, что его соперник также расслабится, считая, что "всё равно шансов отыграться со счёта 1-5 слишком мало". Но если соперник ничего не знает об арифметическом теннисе или склонен бороться за победу независимо от счёта, то расслабиться и отдать сет со счёта 5-1 очень просто. Тем более, что специфика теннисной борьбы такова, что отдавший игровую инициативу часто не может вернуть её против соперника, который нашёл свою игру.

Существуют довольно полезные (для многих) упражнения, когда в игре на счёт соперники по очереди (через гейм) дают друг другу фору, например, 30:0. Поработавший в этом направлении будет в дальнейшем часто огорчать в играх на счёт приверженцев теории арифметического тенниса.

Можно также заметить, что наибольшего расцвета идеи арифметического тенниса достигли в середине прошлого века, когда матчи были в основном пятисетовыми и без тай-брейков, т.е. часто намного более длительными, чем сейчас, а физическая подготовка спортсменов была намного хуже (в том числе в связи с тем, что специальные средства восстановления и пр. ещё не достигли такого совершенства, как это имеет место в современном спорте). Вопрос об экономии сил и их правильном распределении в матче был поэтому весьма актуальным. Матч между двумя любителями, или же спортсменами-юниорами, завершается как правило раньше, чем они успевают сильно устать, поэтому для этих категорий игроков борющиеся за каждое очко независимо от счёта получают заметное преимущество.

В некоторых ситуациях для опытных и особенно возрастных игроков, полностью контролирующих свою игру, при длительных матчах в сильную жару, и т.д., применение элементов арифметического тенниса может иметь смысл. Например, в конце длительного матча обладающий хорошей подачей ветеран, сделавший ранее брейк, при счёте 5-3 "отдыхает" на подаче соперника, чтобы наилучшим образом сыграть гейм на своей подаче при счёте 5-4. При этом он уверен в том, что сумеет мобилизоваться и сыграть гейм на своей подаче наилучшим образом.

Существует огромное количество такого рода идей и приёмов. Рассмотрим здесь только один из них. Этот приём не встречался автору настоящих заметок в описаниях идей "арифметического тенниса", однако относится к идеям такого рода и имеет смысл, правда, в ограниченном диапазоне условий. Если два сильных игрока с хорошими подачами, направленными в углы полей подачи, играют на быстром покрытии, то на тайбрейке принимающему есть смысл пытаться угадать направление подачи (заранее начинать двигаться в одну сторону) соперника, в то время как в обычных геймах смысла в этом намного меньше.

Если Вы будете пытаться реагировать на такие подачи, то на быстром покрытии можете не взять ни одной. Если же будете угадывать, то достанете в среднем примерно половину. В обычных геймах угадывание мало что даёт, вероятность нескольких угадываний, позволяющих выиграть гейм, минимальна, а если Вы угадали направление половины подач, то это ещё не означает, что Вы выиграете половину очков, скорее несколько меньше 25%. На тайбрейке же угадывание имеет больше смысла, поскольку каждое выигранное на приёме очко имеет ценность.

На самом деле и в обычных геймах против сильно подающего в углы ничего не остаётся, кроме как угадывать направление подачи. Другой вопрос (это уже подход, критикуемый в начале заметки) — что если на тайбрейке, очевидно, необходимо использовать все возможности для приёма подач, то в обычных геймах против хорошо подающего соперника, особенно в длительном матче, лучше поберечь силы до момента, когда соперник сделает двойную ошибку, или счёт будет 30:30 на его подаче (тогда надо усилить давление, и соперник может занервничать), и т.д. Также ближе к концу сета (в котором каждый берёт свою подачу), когда ответственность и напряжение выше, и необходимо оказывать максимальное давление на соперника, увеличивая вероятность его ошибок при первой подаче.

Также гадающий в геймах может зацепить один гейм из, например, десяти или двадцати (на подаче соперника). Но практика показывает, что часто лучше отдохнуть на подачах соперника до тайбрейка, и заняться угадыванием на нём. При таком рисунке игры важно правильно распределить нервную энергию. Нельзя не заметить также, что переусердствовавший в попытках "зацепить" гейм на подаче соперника может не лучшим образом сыграть следующий гейм и отдать гейм на своей подаче. У долго игравших длительные матчи такого рода на быстрых покрытиях формируются стереотипы: как распределять энергию для наилучшего конечного результата. И главный из этих принципов — "держать свою подачу". Всё остальное подчинено этому. В обычных играх на медленных покрытиях всё это, по опыту, имеет намного меньшее значение.

2. Другая группа советов, относившихся изначально к идеям арифметического тенниса, касается степени риска при различных ударах в зависимости от счёта и ситуации на корте. Совет не выполнять рискованные удары в ответственных ситуациях может быть полезным для неопытных игроков, склонных применять в важные моменты игры, когда закрепощение максимально, рискованные удары, на которые закрепощение оказывает наиболее разрушительное воздействие. Но если Вы выигрывали в матче за счёт активных (рискованных) действий, то выиграть (это важное) очко другим способом может оказаться сложнее. Здесь можно привести много примеров, когда активный игрок, приблизившийся к победе в матче, закрепощался (в связи с приближением такого важного для него результата), переходил к защитной тактике и в результате проигрывал матч. Так что обсуждаемый совет может быть полезен скорее для защитника, который в важный момент игры "на почве нервного перевозбуждения" неожиданно начинает атаковать. Такую реакцию на чрезмерное напряжение иногда можно наблюдать.

Опытный игрок прогнозирует степень своего закрепощения в различных ситуациях (см. раздел "закрепощение") и корректирует свою игру соответствующим образом. Если его "свело" в важный момент матча, то он не будет ждать, когда это "пройдёт само", а сразу же снизит активность своих ударов, причём настолько насколько это необходимо, и не более того. Если до этого он выигрывал, условно говоря, 60% мячей при активном стиле, то он понимает при этом, что менее активном он выиграет не более 40% (и таковой будет вероятность выигрыша этих важных мячей), но он также и понимает, что в данной ситуации не приходится надеяться на большее, и лучше приложить все усилия для обеспечения этих 40%, чем иметь 10% при применении активных ударов, деформированных закрепощением.

В части же советов не рисковать при любом счёте (не применять рискованные удары) арифметический теннис может быть рекомендован разве что совсем уж слабым, или начинающим игрокам. Применительно к современному теннису хорошего уровня эти советы слишком примитивны. Сейчас существует много специалистов, способных корректировать стереотипы игрока в части оптимальной степени риска при различных ударах и в разных ситуациях для достижения наибольшей эффективности игры. Придумано большое количество упражнений (моделирующих разные игровые ситуации и корректирующие статистические стереотипы в необходимом направлении) и методик для работы с игроками, у которых эти стереотипы не формируются естественным образом (интуитивно). Специалисты обрабатывают статистику матчей и дают рекомендации на основе этих результатов (хорошие же специалисты знают это и без статистики, просто понаблюдав игрока в разных матчах).


0.42s