TennisTree   Заметки тренера по теннису

Наблюдение за работой со стороны

Вы можете наблюдать за работой разных тренеров со стороны. Обычно это не вызывает затруднений. Вы говорите администратору, что хотели бы посмотреть корты, как это бывает и т.д. Некоторых тренеров или учеников раздражает, когда за уроком наблюдают вблизи. Но большинству всё равно. Или тренер автоматически повышает интенсивность работы (если она недостаточна), если видит потенциального клиента. Поэтому наблюдать лучше издалека, или не подавая виду, что Вы наблюдаете.

Первое, на что следует обратить внимание — это то, проявляет ли тренер видимый интерес к работе. Достаточно много таких, которые просто убивают время, и это нетрудно заметить.

Далее, попробуйте сравнить разных тренеров (работающих с начинающими) по количеству ударов, которые вынужден выполнять ученик, в среднем в минуту. Хороший тренер знает, что ученик должен выполнять много ударов по мячу. При этом развиваются координация движений, чувство дистанции до мяча, способность прогнозировать его траекторию и так далее. Тренер должен давать объёмы (работы). Некоторые считают это основной задачей тренера, и не без оснований. Это не противоречит требованию осмысленности тренировки. Тренер должен одновременно подавать ученику мячи и говорить. Если он всегда останавливается, чтобы что-то сказать, то это, скорее всего, не самый лучший тренер. Иногда остановка действительно нужна, чтобы объяснить что-то сложное. Но большинство рекомендаций достаточно просты и не требуют остановки.

Ещё момент — разминка. Некоторые тренеры уделяют ей 10 или даже 15 минут из часового занятия на корте. Если Вы придёте на ветеранские соревнования, то увидите, что даже там многие участники не делают никакой разминки ("без мяча"). Они просто начинают разминаться на корте, при необходимости тепло одевшись, с ударов на минимальной дистанции и несильных, затем постепенно увеличивая дистанцию.

Тренер может заставить начинающего, например, помахать ракеткой без мяча (имитируя правильные движения тех или иных теннисных ударов) для разогрева мышц, при этом используя это время для корректировки техники, а может запустить ученика бегать вокруг корта, сидя при этом и говоря по телефону. На самом деле тренер, полностью контролирующий ход процесса (что необходимо при работе с начинающими) может обеспечить необходимую (для предотвращения травм) постепенность увеличения уровня нагрузки и амплитуды движений, с самого начала занятия занимаясь с учеником технической работой с мячом.

Если же разминка всё-таки нужна, то её можно проводить до того, как начнётся оплаченное Вами время на корте. Если тренер действительно считает, что Вам необходимо начинать тренировку максимально разогретым, то он посоветует Вам размяться до начала времени тренировки.

Если Вы занимались в прошлом спортом и имеете представление о смысле разминки, то Вы можете попытаться оценить детали происходящего. Например, ученик, имеющий избыточный вес (а таковых большинство среди платёжеспособной публики), уже при прогулке от машины (или от раздевалки) до корта разогрелся, а тренер заставляет его выполнять согревающие упражнения.

Лично я сам никогда не делал разминку перед тренировкой, которую начинал в минимальном темпе, и не учил этому других. За всю карьеру я несколько раз травмировал руку в начале тренировки, причиной чего были слишком сильные удары при недостаточно разогретых кисти и плече. Причиной которых было то, что партнёр не желал начинать тренировку в минимальном темпе, или уже был размят. Что касается учеников, то не припомню, чтобы кто-либо из них получал травму в начале тренировки, начинавшейся с ударов в минимальном темпе.

Отдельные и не такие уж частые случаи — когда ученик имеет травму или заболевание, требующую специальной подготовки к тренировке. Поясница, плечо, колени. Такой ученик выполнит необходимые процедуры сам и до тренировки. Впрочем, на практике эти процедуры обычно ограничиваются обматыванием слабого звена утепляющими и ограничивающими подвижность повязками, плюс пара махов или наклонов для согрева. Редко бывает больше.

Наконец, попробуйте оценить, понимает ли тренер то, что говорит, представляет ли он себе план тренировки, и так далее. Оценить всё это со стороны, то есть не участвуя непосредственно в процессе тренировки, может быть сложно. Но в некоторых случаях возможно.

Ещё возможное наблюдение — тренер кричит громче, чем это необходимо для того, чтобы ученик его слышал (проверьте, не глуховат ли ученик), жертвуя душевным равновесием играющих на соседних кортах в пользу саморекламы. Чтобы все видели, то есть слышали, что есть такой тренер, уверенный в том, что он говорит. И если кому-то потребуется тренер для себя или знакомых, то он вспомнит в первую очередь этого тренера (ещё бы, этот голос ему и по ночам снится). На самом деле любой тренер с небольшим опытом уже способен варьировать громкость голоса так, чтобы не тратить сил больше, чем нужно.

Такой тренер смотрит на сторону. Нельзя одновременно стараться выполнять одну работу как можно лучше и смотреть по сторонам в поисках другой.


0.4s