TennisTree   Заметки тренера по теннису

Трудно ли переучиваться

Многие спрашивают, трудно ли менять неправильную технику на правильную, или одну правильную на другую (и стоит ли вообще за это браться). Любой специалист ответит на такой вопрос, что переучиваться намного труднее, чем ставить технику какого-либо удара с нуля. Основная проблема при переучивании в том, что необходимо применять только новую технику достаточно долго (несколько месяцев или лет, в зависимости от индивидуальных особенностей) прежде, чем старая будет полностью вытеснена ею из памяти игрока. Который должен все это время контролировать свою технику (что в играх на счёт применяется именно новая техника, а не старая или средняя между ними), что часто оказывается на практике слишком сложным. Большинство не считают возможным или необходимым на длительное время отказываться от сложных игр на счёт (против более сильных или примерно равных соперников), в которых мало кто из игроков способен контролировать свою технику в достаточной степени.

Поскольку старые навыки более устойчивы и продолжают использоваться (помимо воли игрока) в сложных ситуациях в играх на счёт. В ответственной ситуации игрок может просто быть не в состоянии вспомнить, как выполнять данный удар по-новому. Психика в ответственной ситуации блокирует освоенное недавно, предпочитая проверенные временем варианты. Старый вариант повторяется и закрепляется ещё больше.

Если же пытаться применять в играх на счёт силу воли, недооценивая возможности бессознательного (чаще не подозревая о них), то у многих игроков возникают устойчивые навыки самообмана. Например, в последний момент перед ударом (обычно в конце замаха, когда внимание уже переключено на мяч) хватка незаметно для самого игрока меняется на более привычную. Или в этот же момент ракетка незаметно для игрока поднимается вверх для выполнения резаного удара вместо кручёного.

Особенно сложно менять технику какого-то удара с отскока или с лёта в случае, если новый и старый вариант выполняются в разных точках относительно игрока в направлении движения мяча, то есть дальше или ближе «впереди себя». Поскольку не слишком значительные отличия в положении этой точки не контролируются сознанием. Игрок может сознательным усилием воли заставить себя выполнять движение определённым образом, но он не может заставить себя встречать мяч на 5 см раньше. Поскольку не может себе представить (перед ударом), где именно находится эта точка.

В сложных, а поначалу часто и в любых играх на счёт игрок уже может заставить себя выполнять правильное (новое) движение, но ещё не может выполнять удар в нужной точке. В результате новый удар выполняется в старой точке. Качество такого удара минимально, и если он выполняется несколько раз в игре на счёт с неудовлетворительным результатом, в дальнейшем наступает закрепощение каждый раз перед выполнением этого удара, и стремительная его деградация. Опытный тренер всегда контролирует, в какой точке выполняется модернизируемый удар (визуально определяя различия в положении этой точки в несколько сантиметров), и повышает сложность условий выполнения этого удара постепенно. Предложив ученику сыграть пару геймов и увидев, что новые представления о точке удара закрепились еще недостаточно, он отложит повторение этого эксперимента на пару недель или на месяц.

Часто бывает и так, что при попытке форсировать переход к новой технике формируется движение, среднее между новым и старым, малоэффективное и трудно отличимое от старого движения, что способствует окончательному сползанию в дальнейшем к привычному варианту. По этой причине менять технику всегда проще в случае, если старое движение значительно отличается от нового. Крайне сложно, например, немного изменить хватку при каком-либо из ударов с отскока. Сложно именно в связи с невозможностью контролировать небольшие различия между ними в напряженной игровой ситуации.

Можно сказать так, что постоянно имеет место давление со стороны старых навыков, и противостоять этому давлению должны достаточно длительные (много месяцев), регулярные и квалифицированные усилия по повторению нового варианта техники. Все три этих условия в любительском теннисе выполняются достаточно редко, так что мало кому из самоучек с корявой техникой удается её исправить. Тем более если окружающие теннисисты-любители знают только один вид тренировки — игру на счёт.

Некоторые игроки не склонны сильно переживать за результат игр на счёт, уделяя больше внимания правильности или красоте движений. Такие игроки контролируют свою технику и могут её менять даже без специальных тренировок. Впрочем, если считать конечной целью всё-таки высокие достижения в играх на счёт, то такие игроки, способные отключать стремление психики к выигрышу — имеют свои проблемы, связанные с тем, что рост уровня игры лишь частично может рассматриваться как результат осмысленной деятельности игрока и тренера. Каковая представляет собой лишь надводную часть айсберга.

Например, у озабоченного результатом игры на счёт игрока вырабатываются статистические стереотипы. Когда надо рисковать, когда нет. Как определять оптимальную силу удара для данной игровой ситуации, оптимальное расстояние от предполагаемой точки удара мяча о корт на стороне соперника до линий, и так далее. Если игрок думает только о технике, то соответствующие критерии у него не будут вырабатываться, и он будет проигрывать слишком часто. Игроку, равному по технике, но имеющему соответствующие навыки — под ноль. Такого рода процессы также имеют свои издержки и могут корректироваться и направляться нужным образом с помощью специальных упражнений или установок опытным тренером или самим игроком. Но их отсутствие у игроков, не озабоченных результатом игр на счёт, делает высокие результаты в теннисе невозможными даже при идеальной технике (данная тема заслуживает отдельного раздела. Автору не попадалось её вменяемого изложения ни в российской, ни в англоязычной литературе).

 


0.42s