TennisTree   Заметки тренера по теннису

Необходимое замечание

Нельзя не заметить, что во многих областях человеческой деятельности обсуждаемый здесь вопрос более актуален, чем в теннисе. Существуют теории по правильной организации этих видов деятельности, по сравнению с которыми написанное здесь не выдерживает никакой критики с точки зрения качества и уровня рассмотрения. И если бы специалист соответствующего профиля прочёл написанное в этом разделе, то охарактеризовал бы его содержание как детский лепет или подобным образом (тем не менее, практикующие тренеры по теннису часто настолько несведущи в данной тематике, что и предлагаемые здесь материалы могут оказаться для них полезными, как и для тех, кто пытается научиться теннису самостоятельно).

Лет 10 или 15 назад я читал в газете отчёт о расследовании причин затопления подводной лодки, к сожалению, не могу вспомнить год и её название. Комиссия установила, что при погружении в экстремальной ситуации матрос крутил ручку не в ту сторону и открывал люк вместо того, чтобы закрывать его. Этот матрос ранее служил на подводной лодке другого типа, в которой ручка крутилась в другую сторону. Он прошёл курсы переподготовки, которые были «сокращены и ускорены». Насколько я понимаю, регламент такого рода курсов составляется в том числе с участием психологов-профессионалов, в том числе специализирующихся на поведении в экстремальных ситуациях. Наверное, в этом регламенте было оговорено и минимальное время, которое должно пройти от момента окончания курсов до момента возможного начала работы с устройствами нового типа.

Ученик знакомого тренера рассказал мне о выясненных причинах недавней авиакатострофы в Ярославле, при которой погибла хоккейная команда. Основной пилот был не в себе и передал управление второму пилоту. Тот имел огромный налёт на Як-40, но близкий к нулю на Як-42. При взлёте он упирался ногами в то, что на Як-42 являлось тормозом, в отличие от Як-40. Т.е. одновременно тормозил и пытался взлететь. В данном случае очевидно, в экстремальной ситуации проявились навыки, приобретённые в более отдалённом прошлом. Для их замены необходима длительная переподготовка. Можно предположить, что она была в каком-то плане, составленном специалистами.

Кстати, в теннисе прошлые навыки, приобретённые в раннем возрасте или применявшиеся в течении длительного времени (10 или 20 лет) практически не поддаются полному вытеснению новыми навыками, и могут неожиданно проявляться в ответственной ситуации. Как-то мне пришлось наблюдать как в далёком прошлом сильный мастер, а в последние годы практикующий тренер взрослых начинающих, применявший при этом ракетку большой площади (110 кв. дюймов) согласился заявиться с учеником в ветеранский турнир. Зрителей было много, надо было поддерживать репутацию, конкуренция была серьёзной, и игра тренера неожиданно полностью развалилась. С удивлением я увидел, что он начал делать огромные замахи со сложными петлями, применявшиеся в прошлом при игре деревянными ракетками для сильных кручёных ударов. Той ракеткой, которую он применял сейчас (и к которой вроде бы полностью привык) попадать такими ударами в корт вряд ли возможно (они требуют большей плавности и прямолинейности движений). В ответственной ситуации психика привлекла навыки, приобретённые и многократно проверенные в таких ситуациях в далёком прошлом.

Подобные случаи на самом деле не так часты. Некоторым удаётся практически полностью сменить инвентарь и технику и в 50, и даже в 60 лет. Индивидуальные особенности имеют здесь большой значение (по опыту автора для подобных случаев в теннисе — не столько способность забывать старые навыки, сколько способность не переживать за происходящее).


0.44s