TennisTree   Заметки тренера по теннису

Пример 1: смена хватки

Смена хватки относится к числу тех изменений техники, последствия которых наиболее длительны и разрушительны с точки зрения обсуждаемых здесь явлений. В качестве примера рассмотрим типичный случай смены хватки при кручёном ударе справа с отскока. Новый тренер сказал родителям, например, 11-летнего мальчика, что хватку надо поменять на более современную, т.е. более закрытую.

Отец ребёнка возразил, что скоро соревнования, не будет ли лучше сменить хватку зимой, когда их меньше. Тренер ответил, что можно повторять новый удар интенсивно, и уже через месяц ребёнок выйдет на новый уровень игры (собственно, тренер не может ждать до зимы. Ему нужно продемонстрировать родителям нового ученика убедительный результат).

(Это первая и главная ошибка тренера. Скорость перехода новых навыков по уровням подсознания не зависит от интенсивности тренировок (если эта интенсивность выше определённого минимума. Для повторения новой хватки по-любому достаточно получаса в день, большее не даст эффекта). Она зависит только от времени. Если говорить о смене хватки и о соревнованиях средней значимости (для ребёнка), то это скорее 3 месяца. Можно повторять новую хватку полчаса в день, можно 6 часов, результат в обсуждаемом здесь смысле будет одинаковым).

В первом круге соревнования соперник был слабым, ребёнок легко обыграл его новым ударом. Во втором круге соперник был посильнее. Раньше его всегда удавалось обыгрывать, но не без труда. На разминке перед игрой удар получался в лучшем виде, но с первых же ударов в игре на счёт начались проблемы. Все удары справа попадали в сетку, или в корт до сетки.

Второй ошибкой тренера было то, что он в этих условиях не посоветовал мальчику изменить игру. Вариантов много, в зависимости от технико-тактической оснащенности. Прежде всего, прекратить забегать под правую руку. Можно попробовать чаще выходить с подачи или с её приёма к сетке, вообще уменьшая количество и значение применяемых ударов с отскока. Можно попробовать закидать соперника свечками или укороченными ударами, или же просто снизить темп игры с отскока, перейти от активной тактики к защитной, выполняя те же удары (новой хваткой) высоко над сеткой и с большим запасом от линий.

Тренер же вместо этого начал эмоционально говорить ребёнку в перерывах о технических деталях движения, которые, по его мнению, тот забыл в этой ответственной ситуации. Это была вторая его ошибка.

Наконец, ранее нервно куривший в ближайших кустах отец ребёнка выскочил оттуда и сказал «я тебя убью после игры, если будешь продолжать дурака валять». Это ещё более повысило напряжённость ситуации и полностью исключило её приемлемое разрешение.

В данном случае полное непонимание всеми участниками механизмов происходящего привело к тому, к чему оно привело. Тренера уволили, ребёнку не купили новый компьютер, а удар новой хваткой он смог эффективно применять в соревнованиях только в следующий летний сезон.


0.41s