TennisTree   Заметки тренера по теннису

Темп в детском теннисе

Внимательный читатель мог бы задать вопрос: подростки, готовящиеся к профессиональной карьере (занимающиеся в спортшколах) имеют большую разницу во врожденных способностях, условиях для тренировок и пр. —, но все или почти все (особенно мальчики) бьют по мячу изо всех сил. Соответствует ли применяемый ими темп ударов их классу игры.

Ответ может быть такой: эта система подготовки проверена и работает. Из десятков тысяч занимающихся десятки достигнут уровня, при котором этот темп оправдан, а что будет с остальными — не имеет значения, поскольку цель системы — подготовить именно эти несколько десятков.

Остальные будут бить изо всех сил (иначе они не умеют) и иногда попадать. При их играх друг с другом это не так заметно. Один ошибается немного больше, другой немного меньше. Попадая же на тех (в том числе и опытных любителей хорошего уровня), кто просто держит мяч, играя в более низком темпе, они будут часто терпеть сокрушительные поражения.

Бывает, что занимавшийся с детства в спортшколе в 30 или 35 лет решает возобновить занятия теннисом, уже для здоровья и развлечения. При этом он может опасаться, что ему будет трудно найти подходящих по силе партнеров своего возраста, также занимавшихся теннисом в детстве, а любителей он должен легко обыгрывать. Опасения оказываются напрасными: он проигрывает сильным любителям, или даже средним. Помимо причины, упомянутой в прошлом абзаце, часто сказывается и то, что игра в высоком темпе требует ежедневных интенсивных тренировок для поддержания кондиции.

Я сам одно время увлекался игрой с молодыми профессионалами на небольшой интерес с небольшой форой («за разницу в возрасте»). Фора увеличивает значение требований к стабильности (для дающего фору), и неопытного игрока быстро сводит, закрепощение не дает ему применять удары той силы, которой он привык. Психика игрока ведет свои подсчеты и определяет, что такие удары непригодны для игры на интерес с форой, когда ошибки быстро приводят к поражению. По этой причине психика стремится исключить применение этих ударов, доступными ей способами, т.е. закрепощением. Автоматизм и тонкие ощущения при ударах в любом случае нарушаются, и они перестают попадать в корт. Юноша начинает ругаться и ломать ракетки.

В редких случаях, когда юниор 14–17 лет уже способен анализировать происходящее на корте, контролировать темп своих ударов и приспосабливать его к темпу ударов соперника и к форе, подбирать такой темп своих ударов, который не приводит к закрепощению, но при этом достаточен для того, чтобы заставить соперника много бегать и ошибаться (этот темп оказывался ненамного выше темпа моих ударов, или даже таким же) — в этих случаях у меня не было шансов. Соперник реализовывал свое преимущество в скорости и выносливости, при примерно равных прочих параметрах. Но юниоры с таким пониманием игры встречаются не так часто.


0.47s