TennisTree   Заметки тренера по теннису

Дополнительное движение снизу вверх

Ris 254 332 BN (400)

Правильный вариант движения изображён на рисунке "а": замах (линия зелёного цвета) вниз-назад и ударное движение (линия синего цвета) вперёд-вверх по той же примерно прямолинейной траектории (при освоении упрощённого варианта удара в начале обучения).

Осваивающий удар может выполнять правильный замах, в конце которого ракетка находится ниже предполагаемой точки удара,  после чего быстро поднимать руку (линия красного цвета на рисунке "б") и выполнять резаный удар. Поскольку ракетка уже не подводится к мячу снизу вверх.

При этом движения ученика с момента поднятия руки с ракеткой уже не полностью контролируются его сознанием. Бывает так, что ученик думает, что продолжает выполнять кручёный удар, но чаще оказывается, что ученик вообще ни о чём не думает. Задача отбивания мяча на этой дистанции этой хваткой является на данный момент настолько сложной для него, что психика берёт управление происходящим на себя. Её задача — перебить мяч на другую сторону, попав по нему центром ракетки. До какого-то момента (подход к мячу, начало замаха) игрок контролирует происходящее, что было потом — ему не удаётся вспомнить (опытные игроки часто "вспоминают" образ правильного движения, которого на самом деле не было).

Такого рода явления наиболее распространены именно при освоении этого удара (кручёного слева одной рукой), поскольку правильный (кручёный) удар может быть немного видоизменён (небольшое движение вверх в конце замаха) для того, чтобы получился неправильный, попасть которым в корт намного проще. К тому же этот неправильный удар не требует высокой скорости разгона ракетки.

Ни при каком другом ударе противодействие сознательной и бессознательной частей психики не является настолько актуальным. Хотя, может быть, при выполнении подачи бывают не менее интересные случаи такого рода, но намного реже.

Единственный способ избежать выхода происходящего из-под контроля сознания ученика — не повышать сложность условий выше тех значений, которые являются для этого ученика приемлемыми на данный момент.

Это часто не удаётся тем взрослым любителям, которые осваивает одноручный кручёный удар слева самостоятельно. Эти игроки обычно имеют два удара: правильный (в лучшем случае) для простых условий и неправильный (переходящий в резаный) для сложных. Положение таких игроков обычно усугубляется тем, что они не имеют возможности тренировать (повторять, закреплять) правильный удар в простых условиях. Поскольку в основном заняты игрой на счёт. Также многие из них вообще не осознают, что выполняют в сложных условиях другое движение, поднимая ракетку вверх в крайней точке замаха. Только демонстрация видеосъёмки может произвести должный эффект, но до этого на практике дело доходит редко, поскольку эти игроки "и без съёмки знают, что у них всё нормально".


0.47s