TennisTree   Заметки тренера по теннису

Переход к сериям ударов

Нетрудно заметить, что в этом пособии рекомендуется достаточно долго тренировать одиночные удары, т.е. тренер берёт мячи по одному из корзины, далее рукой или ракеткой направляет мяч в сторону ученика и берёт из корзины следущий мяч, не пытаясь отбить тот удар, который выполнил ученик. Т.е. не пытаясь держать мяч в игре.

Данный подход наиболее распространён среди опытных тренеров, но достаточно часто приходится наблюдать и другие методики обучения. Например, тренер сразу встаёт по другую сторону сетки и отбивает ударами с лёта мячи, посылаемые учеником.

Первым недостатком этого последнего варианта является довольно большое начальное расстояние между учеником и тренером. Если тренер встанет ближе, то не будет успевать реагировать на удары ученика. Таким образом, обучение начинается с дистанции примерно 4 метра, т.е. не с максимально простых условий.

Второй недостаток в том, что если тренер отбивает посылаемые учеником мячи, то ученик не успевает между ударами подготовиться к следующему удару, проанализировать ошибки и настроиться соответствующим образом. Также при тренировке ударов, которые должны выполняться только со "входом в удар" он не успевает занять исходную позицию для следующего удара.

Третий недостаток в том, что ученик неизбежно начинает стремиться отбивать мячи на тренера, и при этом не слишком сильно, чтобы наладить обмен ударами. Это отвлекает его от собственно техники удара. Наилучшей для которой является на самом деле следующая установка ученику: "Бей(те) куда-то примерно в левый угол соперника (для правши — в другой, т.е. по диагонали), но можете и в аут, не имеет значения. Лучше выполнить правильный удар мимо мяча, чем неправильный в корт. Попадание в корт всё равно придёт, когда движение станет единообразным, а неправильное движение закрепится, так что будет трудно или невозможно его исправить".

Данный недостаток особенно актуален при освоении именно этого удара (кручёного слева одной рукой), поскольку этот удар вообще не рекомендуется выполнять в низком или среднем темпе. С самого начала, как уже говорилось раньше, он должен быть достаточно сильным, иначе вероятность его вырождения в резаный удар (или других проблем с его техникой) намного возрастает.

Перечисленные недостатки перестают быть существенными после достижения учеником определённого уровня автоматизма при осваиваемом ударе, а также при увеличении дистанции, которому соответствует и увеличение интервала времени между ударами.

Для одноручного кручёного удара слева я бы рекомендовал тренерам применять одиночные удары из корзины до тех пор, пока и ученик, и тренер не отошли за задние линии корта на своей стороне (для тренера — точка С на рисунке из предыдущей заметки), и ещё какое-то время после этого. Убедившись в достаточном качестве ударов, можно начать иногда отбивать посылаемые учеником мячи. Обычно в первое время качество ударов ученика снижается по этой причине, но затем восстанавливается. Рекомендуется чередовать серии ударов (отбивание тренером) и одиночные удары ещё 5-10 занятий, пока качество ударов ученика в этих двух упражнениях не перестанет значительно отличаться.

Тренеру рекомендуется отойти подальше за заднюю линию и отбивать те мячи, для которых это не слишком сложно. За мячами, которые летят далеко в сторону, лучше поначалу не бегать, это может спровоцировать у ученика желание погонять тренера и отвлечёт его от техники.

Отбивать лучше по возможности тем же ударом, который осваивает ученик и техникой, которая ему рекомендована. Это приведёт к наилучшим результатам. После достаточного закрепления правильной техники у ученика тренер может начинать пробовать отбивать мяч другими ударами: резаными, чередовать сильные и слабые удары, высокие и низкие, и т.д.


0.42s