В теориях обучения движениям (Н.А. Бернштейн и др.) подробно описываются механизмы, по которым приобретённые двигательные навыки с течением времени становятся всё более устойчивыми. Навык (для данной темы в теннисе — образ данного удара и сопутствующая ему база данных по пространственным параметрам — точка удара и пр.) переходит на всё более глубокие уровни подсознания, всего которых учёные насчитывают (или определяют) от четырёх до шести.
Максимальная устойчивость может быть достигнута не раньше, чем примерно через 6 месяцев, при этом навык может применяться в максимально сложных условиях. За это время навык доходит до самого глубокого уровня подсознания. Конкретные значения зависят от индивидуальных особенностей игрока (ученика).
Если удар освоен или изменён недавно, то почти наверняка можно предвидеть отключение навыка в сложных условиях (при высоком значении параметра напряженности). Например, в сложном соревновании игрок не может вспомнить, как выполняется этот удар. В первую очередь забывается точка удара, чего достаточно для приближения эффективности этого удара к нулю. Игрок помнит движение, но не помнит, где именно лучше встречать мяч. В более тяжёлых случаях игрок не может вспомнить само движение.
Как только стабильность удара по этой причине снижается, наступает также его закрепощение в связи с его низкой стабильностью.
Если игрок предвидит наступление закрепощения недавно освоенного элемента по описанному механизму, то он может отказаться от участия в соревнованиях, или планировать применять в нём применение предыдущего варианта этого удара. Например, если игрок сменил хватку при ударе слева, то он может попробовать соревноваться прежней хваткой. На практике это не всегда осуществимо. Поскольку прежний вариант уже подзабыт, и его качество снижается. Также в соревновании может формироваться средний вариант хватки между старой и новой (при деградации новой в направлении старой); такие удары применяются в ответственной ситуации, хорошо запоминаются и поэтому впоследствии эти навыки бывает трудно вытеснить или забыть.
Сказанное выше относится не только к собственно образу движения и к пространственным параметрам этого удара. Такое, например, изменение, как смена модели применяемой ракетки, или существенное изменение её веса или баланса, приводят к аналогичным последствиям. Например, уровень напряжённости данного матча таков, что психика предпочитает использовать только информацию, полученную месяц назад или раньше, а ракетка была сменена две недели назад. В этом случае ждите приключений.
Похожие механизмы действуют и при привыкании к новым покрытиям и т.д. Они же действуют и при обучении любым движениям вообще, в том числе, например, при обучении вождению автомобиля. Чем больше времени прошло после прохождения курсов вождения (если до них Вам не приходилось водить машину) — тем более вероятно, что в экстремальной ситуации при вождении Вы вспомните, что именно надо делать. Причём вне зависимости от того, была ли у Вас постоянная практика за рулём в этот период.
Начинающий водитель может испытывать закрепощение в экстремальной ситуации, поскольку те навыки, которые он имеет, недавние (например, месяц или два), а в ответственной (опасной) ситуации столь недавние навыки не могут быть допущены к управлению действиями. Они просто выключаются (забудутся), или будут деформированы закрепощением.
Видимо, закрепощение является естественной реакцией психики, свойственной и высшим животным, призванной исключить не проверенные действия с целью самосохранения. Непривычный к скалолазанию и пр., приблизившись к краю пропасти, закрепостится и не сделает (случайно) лишнего движения. И с высокой вероятностью останется живым.